Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 - 2020 годы
В сфере охраны и устойчивого использования земель главный акцент будет сделан на реализации Национального плана действий по предотвращению деградации земель (включая почвы) на 2016 - 2020 годы, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 апреля 2015 г. N 361 "О некоторых вопросах предотвращения деградации земель (включая почвы)". С завершением второго тура кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения предусматривается усовершенствовать порядок формирования государственного земельного кадастра. На основе внедрения прогрессивных технологий (в том числе дистанционного зондирования Земли) намечено создание единой системы планирования в рамках административно-территориальных единиц различного уровня. Будет упрощена классификация земель по видам.
Указ Президента Республики Беларусь от 15.12.2016 N 466 (ред. от 30.11.2017) "Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 - 2020 годы"
НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ПЕРИОД ДО 2020 года
Земельные ресурсы
Для повышения эффективности землепользования и охраны почвенного покрова как стратегической цели государственной земельной политики наиболее актуальными задачами, кроме совершенствования земельных отношений и оптимизации сельскохозяйственного землепользования, являются: реабилитация земель, загрязненных радионуклидами, защита почв от водной и ветровой эрозии, сохранение мелиорированных земель, особенно осушенных торфяников, облесение малопродуктивных сельхозземель, рекультивация нарушенных земель, охрана почв от загрязнения тяжелыми металлами, рациональное использование продуктивных угодий; снижение чрезмерных рекреационных, технических и других антропогенных нагрузок на земли.
Эродированные и эрозионноопасные земли в стране занимают около 4,0 млн га (19% всей территории). Доля водной эрозии в разрушении почв составляет 84% от всех эродированных земель, ветровой – 16%. Противоэрозионные мероприятия ежегодно проводятся на 600 тыс. га. Однако в последние годы их объемы резко сокращаются.
Общая площадь мелиорированных земель составляет более 3,0 млн га (16,4% территории страны), в том числе 2,9 млн га сельхозземель. Для значительной части мелиоративных систем требуется реконструкция. Продолжается уменьшение слоя торфа на осушенных торфяниках при их интенсивном использовании под пропашные и зерновые культуры. К настоящему времени, несмотря на проводимые меры по сохранению мелиорированных земель, в Беларуси остаются деградированными около 223 тыс. га торфяников, главным образом в Полесье, на которых слой торфа разрушен полностью или составляет менее 30 см. Поэтому требуется модернизация технически устаревших мелиоративных систем. В государственной поддержке нуждаются не только осушенные земли, но и территории с сохранившимися пока естественными болотными экосистемами, для чего предполагается дальнейшее осуществление Национальной стратегии и плана действий по использованию, восстановлению и охране болот и торфяных месторождений, а также мероприятий по выполнению Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием.
Значительные нарушения земель связаны с добычей полезных ископаемых, строительством дорог, прокладкой трубопроводов, коммуникаций и т.п.
Для восстановления природного и хозяйственного потенциала нарушенных земель необходимо осуществление комплекса рекультивационных мероприятий. В 2011–2020 гг. ожидается повышение до 15–17% доли восстановленных земель в общей площади нарушенных.
В городах и зонах их влияния имеются территории, загрязненные свинцом, цинком, кадмием, сульфатами и другими поллютантами. В этой связи первоочередное значение приобретает организация систематического мониторинга загрязнения почв тяжелыми металлами и другими токсикантами.
Для рационального использования и охраны земельных ресурсов необходимо:
• создание необходимых экономических, правовых и организационных условий для рационального землепользования и охраны почв, в том числе по внедрению экологобезопасных систем земледелия;
• совершенствование земельных отношений путем обеспечения равных условий для всех субъектов хозяйствования; создание действенного правового и ценового механизма разгосударствления и приватизации земли при сохранении государственной собственности на сельхозземли и на территории ценных и уникальных экосистем;
• дальнейшее ведение государственного земельного кадастра и мониторинга, в том числе радиоэкологического, проведение геохимического многоцелевого картирования территории;
• оптимизация структуры земельного фонда путем перепрофилирования низкопродуктивных и экологически неустойчивых земель;
• изменение стратегии мелиорации земель – ограничение нового мелиоративного строительства при приоритете реконструкции и модернизации устаревших систем с осуществлением мероприятий по сохранению торфяных почв и предотвращению их минерализации.
Решение задач по совершенствованию земельных отношений, рациональному землепользованию, осуществлению мер по защите почвенного покрова от деградации и истощения должно привести к 2020 г. к устойчивости землепользования и форм хозяйствования на земле, оптимизации использования сельхозземель.
Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. одобрена Национальной комиссией по устойчивому развитию Республики Беларусь (протокол № 11/15 ПР от 6 мая 2004 г.) и Президиумом Совета Министров Республики Беларусь (протокол № 25 от 22 июня 2004 г.)
НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
Для устойчивого использования земельных ресурсов потребуется:
– разработка Концепции государственной политики в области использования и охраны земель до 2030 года и Государственной программы повышения эффективности использования и охраны земельных ресурсов;
– наращивание кадрового потенциала путем оптимизации программ высшего образования, экономического стимулирования обучения специалистов по II ступени высшего образования и I ступени послевузовского образования;
– модернизация и развитие земельно-информационной системы на основе диверсификации решаемых задач, использования современных технологий сбора, обработки, хранения и предоставления данных;
– создание отечественного профиля базовой модели земельного администрирования ISO 19152:2012 «Географическая информация – модель предметной области для управления недвижимостью» (LADM);
– развитие национальной инфраструктуры пространственных данных с учетом опыта по реализации директивы Европарламента и Совета Европы 2007/2/ЕС от 14 марта 2007 г. «О создании инфраструктуры пространственных данных в Европейском сообществе» (INSPIRE);
– развитие электронного правительства, предоставляющего услуги по административным процедурам, связанным со строительной и иной деятельностью на земле (получение разрешений на строительство, прием объектов в эксплуатацию, предоставление разрешений на раскопки и др.);
– развитие электронных административных регламентов и инструментов общественных обсуждений решений, принимаемых местными исполнительными комитетами по вопросам землепользования, землевладения и градостроительства;
– совершенствование порядка формирования единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним государственного земельного кадастра в части перехода от спорадического подхода к смешанной стратегии формирования земельных участков;
– совершенствование государственного кадастрового учета земель в части упрощения классификации земель по видам с учетом международного опыта, включая правовое закрепление органических видов сельскохозяйственных земель;
– совершенствование кадастровой оценки сельскохозяйственных земель сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, земель лесного фонда в части приведения методик и результатов их оценки в соответствие со стандартами Республики Беларусь в области оценки земельных участков;
– развитие единой системы социально-экономического и территориального планирования в рамках административно-территориальных и территориальных единиц различного уровня;
– экологизация землепользования и землевладения, улучшение организации и устройства территорий сельскохозяйственных организаций;
– оптимизация площади земель под застройкой, дорогами и иными транспортными коммуникациями с соблюдением принципов компактности и сбалансированности городских территорий, ступенчатого развития социальной инфраструктуры городов;
– создание эффективной системы государственного контроля за использованием и охраной земель на основе использования данных дистанционного зондирования земли, географических информационных систем и краудсорсинговых ИT-технологий;
– создание действенной системы учета режимов охраны и использования природных территорий (в том числе с использованием ГИС-технологий), подлежащих особой и (или) специальной охране (особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, типичных и редких природных ландшафтов и биотопов, мест обитания диких животных и мест произрастания дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь и др.);
– совершенствование нормативной правовой базы в области охраны и использования земель, включая разработку Законов Республики Беларусь «Об охране земель (почв)», «О едином территориальном планировании», Указа Президента Республики Беларусь «О едином классификаторе экологических требований и ограничений землепользования» и др.